"Математическая обезьянка" - игра для развития элементарных математических представлений.
В процессе игры дети получают наглядные представления о равенстве и неравенстве величин, состоянии равновесия, практический опыт сравнения предметов по величине.
Весы выполнены из высококачественного пластика, представляют собой фигурку обезьянки, высотой 18 см. Руки обезьянки подвижны, выполняют роль весов. В игровой комплект входит набор фишек-грузиков, изображающих связки бананов от 1 до 10, по 2 шт. На каждой фишке изображена цифра, соответствующая количеству бананов в связке.
Занятия с весами пособствуют:
формированию представлений о равенстве и неравенстве, о составе числа
ознакомлению с принципом работы весов, знакомству с понятиями величина, масса предмета, равновесие
формированию умений сравнивать предметы по величине, массе
развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления
развитию познавательного интереса, любознательности и исследовательской деятельности
подготовке ребенка к школьному обучению
Материал: пластмасса
Страна-производитель: Китай
Варианты игры
В начале ознакомления детей с весами для детей младшего дошкольного возраста необходимо создать игровую ситуацию. Познакомьте малышей с обезьянкой Чичи. Расскажите про нее небольшую историю про то, как обезьянка любила считать и взвешивать свои бананы. Предложите детям рассмотреть фишки с бананами. Для маленьких детей лучше ограничить количество фишек: использовать связки от 1-до 3 бананов. Если дети еще не умеют считать, можно использовать понятия "один", "много". Для детей 4-5 лет можно увеличить до 5 бананов в связке. Пусть малыши определят фишки с одним, двумя, тремя бананами.
После того как дети рассмотрели обезьянку и фишки, пришло время познакомить их с принципом работы весов. Повесьте на одну руку обезьянки один банан, а на другую - связку из двух бананов. Обратите внимание детей, что рука с двумя бананами опустилась вниз под тяжестью груза, а другая оказалась наверху, в ней груз легче. "Два банана тяжелее, чем один". Теперь добавьте в руку с одним бананом еще один, - понаблюдайте вместе с детьми, как изменилось положение рук обезьяны, - "Обе руки находятся на одном уровне — они уравновешены. Количество бананов в каждой руке одинаково (2 и 2 банана) - оба груза одинаковы по своей массе".
Предоставьте детям возможность самостоятельно поиграть с обезьянкой. В практической деятельности, опытным путем дети лучше усвоят принцип работы весов.
С детьми среднего возраста можно продолжить игру на уравновешивание весов. На одну руку обезьянки повесьте связку с любым количеством бананов. Обезьянка может попросить у детей найти связку с таким же количеством бананов и повесить ей на другую руку. Положение рук обезьянки поможет детям определить правильность выполнения задания.
Усложинить игру можно, если обезьянка в другую руку будет просить у детей на 1 (2-3) бабан больше/меньше, чем в первой руке. "Сколько бананов попросила обезьянка? В какой руке бананов больше, а в какой меньше"? Обратите внимание на положение рук обеьянки. В той руке, которая упустилась вниз бананов больше. Учите детей подводить полученный итог: "5 бананов больше чем 4. 5 бананов тяжелее чем 4".
Давая детям задания, можно указывать правую и левую руки, закрепляя тем самым пространственные представления детей.
Следующим усложнением будет игра на уравновешивание положения рук обезьянки. На одну руку можно повесить связку с 3 бананами, а на другую - с 2 бананами. Спросите у детей, что нужно сделать, чтобы в каждой руке бананов стало поровну. Пусть дети проверят свои варианты ответов. Горизонатальное положение рук обезьянки будет критерием правильности решения задачи.
С детьми старшего дошкольного возраста в игру можно включить все фишки (связки бананов от 1 до 10). Используйте эти весы для закрепления представлений детей о составе числа. Повесьте на одну руку обезьянки связку из 3-х бананов (слюбое количество в пределах 10), попросите детей подобрать и повесить на другую руку две связки бананов, чтобы в сумме в них оказалось столько же бананов, сколько в первой руке. Поначалу подбор фишек будет у детей много времени. Возможно дети станут пересчитывать общее количество бананов в двух связках. Но со временем такая операция будет проходить все быстрее и быстрее, дети смогут ориентироваться только на цифры на фишках и производить все вычисления в уме. Обязательно озвучивайте полученное решение задачи: "5 бананов — это 3 и 2 банана, или 4 и 1 банан".
После того, как один ребенок найдет верное решение, попросите другого участника игры, представить заданную связку бананов другим способом. Дети могут работать в паре. Один ребенок задает число бананов в одной связке на одной руке, его напарник уравновешивает его с помощью нескольких связок бананов на другой руке. Потом игроки меняются ролями.
Можно перевернуть это задание наоборот: например, на одну руку повесить две связки бананов, например фишки с двумя и тремя бананами, соответственно на другую руку необходимо подобрать связку с общим количеством бананов - фишку с цифрой 5.
С такими весами дети могут играть и без участия взрослого, т. к. контролировать правильность выполнения задания они могут сами: обезьянка им всегда покажет правильность решения.
Усложнить данную игру можно, задав начальное число бананов на одной руке также с помощью двух связок, например 6 и 4, - на другую руку необходимо подобрать другие связки бананов, которые в сумме составляют тоже количестов бананов, что и на перовй руке - число 10 (7 и 3, или 8 и 2 и т.д.). Таким образом, мы постепенно подводим детей к вычислительным операциям в пределах 10.